Оглавление OS/2 Warp, версия 3 - следующее поколение ОС компании IBM.......2 BonusPak........................................................4 OS/2 Warp против Windows 95: взгляд IBM.........................5 Архитектура.....................................................6 Windows 95: тот же код в другой "упаковке"...................6 OS/2 - тот же код, лучшая реализация.........................6 Многозадачность.................................................7 Windows 95: переключение задач с "полувытеснением"...........7 OS/2: истинный многозадачный режим...........................8 Интерфейс.......................................................9 Windows 95: снаружи глянец, а внутри.........................9 OS/2: истинная объектная ориентация.........................10 Поддержка приложений...........................................11 Windows 95: годы спустя это всего лишь DOS..................11 OS/2: лучшая реализация DOS, чем в самой DOS................11 Отношение независимых поставщиков программного обеспечения.....13 Windows 95: "головная боль" для независимых поставщиков.....13 OS/2: согласованный интерфейс...............................13 Выводы.........................................................14 Средства OS/2 и Windows 95..................................15 Архитектура OS/2 Warp и Windows 95..........................15 Прикладная среда OS/2 Warp и Windows 95.....................15 Характеристики многозадачности OS/2 Warp и Windows 95.......16 Пользовательский интерфейс OS/2 Warp и Windows 95...........16 Средства мультимедиа OS/2 Warp и Windows 95.................17 Средства мультимедиа OS/2 Warp и Windows 95.................17 Windows 95: многие специалисты разделяют мнение IBM............18 OS/2 Warp, версия 3 - следующее поколение ОС компании IBM Новая операционная система для настольных систем OS/2 Warp 3 анонсирована компанией IBM 11 октября 1994 г. Развивая OS/2 уже в течении 5 лет, IBM в поисках новых пользователей и рынков уверен- но исследовала новые технологии. Это крупнейшая разработка для аппаратной платформы Intel. OS/2 Warp 3 - новая усовершенствованная версия операционной сис- темы IBM. OS/2 и ее Workplace Shell эволюционировали таким обра- зом, что предоставляют пользователю новый уровень возможностей, не требуя переобучения и освоения новых инструментальных средств. Благодаря превосходной поддержке приложений DOS и Windows, OS/2 Warp, обещает улучшить как продуктивность пользователей OS/2, так и тех пользователей DOS и Windows, который не устраивают ограни- чения старой технологии. Цель IBM состояла в том, чтобы нарастить надежную базовую версию OS/2 новыми средствами, поэтому по большому счету в OS/2 Warp не реализует радикально новые концепции, а скорее развивает все то, что уже было заложено в прежние версии. IBM тщательно исследовала и оптимизировала объектно-ориентированный интерфейс OS/2. Новые средства позволяют увеличить продуктивность работы пользователя и сделать ее более эффективной. Например, удерживая во время начала буксировки клавишу Alt, вы можете заблокировать объект в режиме буксировки. При этом можно открывать и закрывать папки и перемещать окна, а затем уже отбуксировать объект по мес- ту назначения. Другие методы буксировки работают как и прежде и превосходно сочетаются с новыми. OS/2 Warp просто помогает вам работать, не говоря уже о производительности. Выполняемый "с помощью одной кнопки" процесс инсталляции (Easy Installation) позволяет обойти прежнюю последовательность вопросов, вызывавших трудности у неопытных пользователей при ра- боте с версиями 2.x (назначение логических разделов диска, его форматирование и т.д.). Система сама определит подходящую конфи- гурацию. Но если вы предпочитаете инсталляцию с ответами на воп- росы, что можно выбрать режим Advanced Installation (который ра- ботает аналогично старой версии). На втором этапе инсталляции OS/2 Warp анализирует компоненты вашей системы и определяет подходящие параметры аппаратуры. При этом определяется не только тип графического адаптера, но и тип подключенного дисплея (когда это возможно). OS/2 Warp автомати- чески считывает параметры платы и автоматически определяет подхо- дящее разрешение дисплея. Архивизация перед выполнением инсталляции (с помощью Bakup- Wiz) позволяет восстановить старую систему. Аппаратная платформа Intel имеет множество вариантов, поэтому нереалистично ожидать, какая-либо новая ОС сможет без всяких проблем работать на любом из них. Тем не менее OS/2 Warp поддерживает намного более широкий спектр аппаратуры, чем Windows 3.11, включая видеоадаптеры, адап- теры SCSI, диски CD-ROM, принтеры и звуковые платы. IBM поняла наконец, какое важное значение имеет пользова- тельский интерфейс. Многие изменения OS/2 Warp хотя и носят кос- метический характер, очень важны для успеха этой системы. Основ- ные пиктограммы имеют трехмерный вид, а некоторые используют ани- мационные эффекты. Например, папка файлов "раскрывается" на экра- не при ее открытии (открытый объект обозначается также серым фо- ном). Командные пиктограммы также изменили свой унылый вид. Они выводятся более яркими цветами и содержат более осмысленные сим- волы. При инсталляции OS/2 Warp поверх DOS или Windows оператив- ная область имеет более приятный чем прежде фоновый цвет (раньше он был серо-стальным). Однако при инсталляции OS/2 Warp поверх старой OS/2 прежние системные цвета и схема рабочей области сох- раняются. Launch Pad и ее кнопки, по которым выводится компактное окно с вашими приложениями или системными объектами, предоставляет удобную альтернативу множеству папок приложений. Вы можете задать в системе закрытие родительских папок при открытии дочерних, а новые пункты меню позволяют легко вернуться в исходное место. В системе реализовано множество новых возможностей, включая автома- тическое сохранение конфигурации (в том числе оперативной области и прежних версий CONFIG.SYS), долгожданное средство Undo arrange и "кометный" курсор, позволяющий легко проследить за мышью на жидкокристаллических экранах. Пользователи, которые хотят добиться максимальной производи- тельности своих приложений, оценят новые возможности задания при- оритета сеансов DOS и Windows. Блокнот параметров объектов пере- несен из выпадающего меню (пункт Option) в пункт Settings. Это упрощает поддержку. Улучшение коснулись и блокировки очереди об- работки сообщений. Если при нажатии Ctrl-Esc приложение PM "ви- сит", обычно Warp с небольшой задержкой возвращает управления в список задач. Благодаря этому приложения достаточно редко перес- тают отвечать на запросы, и выйти из таких ситуаций проще. Общая проблема новых компьютерных технологий в том, что они как правило требуют много ресурсов, включая процессорное время и память. Это означает, что продуты работают медленнее и занимают больше места в памяти, чем их предшественники. Полтора года назад в OS/2 были внесены коренные улучшения, коснувшиеся пользователь- ского интерфейса и обратной совместимости с OS/2 1.3 (сдвиг, ана- логичный предстоящему переходу от Windows 3.1 к Windows 95). Та- ким образом, IBM уже достаточно долго развивает и укрепляет эту базу. OS/2 удалось превратить в быструю среду с широким спектром поддерживаемых приложений (DOS, Windows, и 32-разрядных приложе- ний OS/2). При этом требования к памяти даже сократились: вместо 8/16 Мб в версии 2.1 система требует теперь 4/8 Мб. Естественно, эффективность системы прямо зависит от объема доступной ОЗУ. Оптимизация системы в сочетании с интегрированным в PM 32-разрядным кодом позволяет выполнять приложения с высокой ско- ростью. Среда Windows в OS/2 Warp расширена и включает в себя те новые приложения, которые требуют поддержки Win32s. Таким обра- зом, здесь вы можете выполнять такие Windows-приложения, которые не работали в OS/2 2.1. Кроме того, здесь вы можете выполнять приложения мультимедиа (как в Windows Media Recorder) или Screen Saver Windows со звуковым сопровождением, и это не приведет и ис- черпанию системных ресурсов. Другие приложения смогут эффективно работать параллельно с ними. IBM улучшила также переконфигурацию Windows. В новой версии при изменении драйвера и рестарте выводится диалоговое окно, со- общающее, как нужно перезапустить сеанс Windows (в 2.1 вы просто выходили в OS/2). Как и другие базовые операции с экраном, обнов- ление экрана Windows в OS/2 происходит очень быстро. Особенно это заметно в играх. OS/2 Warp против Windows 95 - взгляд IBM По мнению IBM, по сравнению с OS/2 Warp Windows 95 страдает некоторыми важными архитектурными недостатками: - Способность OS/2 Warp выполнять индивидуальные 16-разряд- ные приложения Windows на отдельных виртуальных машинах (VDM) обеспечивает более высокий уровень защиты приложений друг от друга, которые недостижим в Windows 3.1 или Win- dows 95. Такая изоляция приложений позволяет OS/2 Warp вы- полнять 16-разрядные приложения Windows в многозадачном режиме с вытеснением без какого-либо ухудшения их произво- дительности. - В OS/2 Warp в качестве основы интерфейса WorkPlace Shell используется объектная модель System Object Model (SOM), а виртуальные машины VDM (Virtual DOS Machine) отличаются большей гибкостью, чем в Windows 95. - Архитектурные недостатки ухудшают стабильность Windows 95 при выполнении 16-разрядных приложений. Эти недостатки ог- раничивают многозадачные возможности Windows 95 при выпол- нении различных типов приложений. Правильный выбор операционной системы имеет важнейшее значе- ние и позволит использовать ее преимущества многие годы. Как же правильно ориентироваться на современном рынке? Самый важный кри- терий состоит в следующем: этот продукт должен позволить вам сох- ранить существующие вложения и открыть дорогу в будущее. Многие эксперты считают, что верными выбором будет OS/2 - наиболее попу- лярная 32-разрядная операционная система для IBM PC и совместимых с ними ПК. Эта ОС позволяет вам выполнять имеющиеся 16-разрядные прило- жения DOS и Windows, открывая доступ к новому миру 32-разрядной объектно-ориентированной технологии. Пользователей OS/2 насчиты- вается уже более 5 миллионов. Это в 8 раз превышает число предла- гаемой в настоящее время 32-разрядной операционной системы Micro- soft Windows NT. OS/2 Warp прекрасно подойдет для тех пользовате- лей, которых больше не устраивают существующие ОС DOS или Windows 3.х и которым требуется большая мощность, стабильность и более широкие функциональные возможности. В OS/2 они могут найти необходимое сочетание обратной сов- местимости, возможности 32-разрядной обработки, простоту исполь- зования и ту степень надежности, которая способна предоставить зрелая и проверенная операционная система. С появление Warp V3 OS/2 вступает в свое третье поколение и оправдывает репутацию этого продукта как надежной ОС с хорошим соотношением "цена/про- изводительность". А что же Windows 95? Этот вопрос беспокоит сейчас как многих ответственных за принятие решений сотрудников корпораций, так и конечных пользователей. Когда все средства массовой информации твердят о "новом поколении" Microsoft Windows, многие покупатели не могут определиться с выбором, боясь промахнуться с выбором Windows 95. Однако, как показывают демонстрации бета-версий Windows 95, эта операционная система "следующего поколения" вовсе на такая новая, как хотелось бы верить, и многое в ее ядре заимствовано из Windows 3.1. Архитектура Windows 95: тот же код в другой "упаковке" Давайте посмотрим внимательнее. Windows 95 действительно предлагает радикально новый пользовательский интерфейс, но если снять все это наслоение GUI и другую "упаковку", то данный про- дукт будет выглядеть во многом аналогично Windows 3.1. Фактичес- ки, наряду со всем наследием DOS/Windows Windows 95 сохраняет и еще одну примечательную характеристику этих ОС - нестабильность. Например, в Windows 3.1 все приложения и код самой операци- онной системы совместно использовали одно адресное пространство. Хотя такая модель управления памятью позволяет получить хорошую производительность, ошибка в одном приложении потенциально может привести к краху всей операционной системы. Такие сбои часто на- зывают общим нарушением защиты или GPF (General Protection Fa- ult) и хорошо знакомы пользователям Windows 3.х. Такие архитек- турные недостатки создали для Windows 3.1 репутацию нестабильной и ненадежной операционной среды. В Windows 95 используется та же модель единой адресации (ко- торая называется здесь системной виртуальной машиной (System Vir- tual Machine). Сохранились в этой системе и основные фрагменты кода ОС, потенциально уязвимые для ошибочных приложений. Те же сбои, которые приводили к фатальному сбою Windows 3.1, потенци- ально могут вывести из режима нормального функционирования сис- темную виртуальную машину Windows 95. К чести Microsoft нужно сказать, что при подготовке включе- ния его в Windows 95 она постаралась "вычистить" многие ошибки в исходном коде Windows 3.1. Хотя архитектурные недостатки Windows 3.1 устранены не были, здесь введена модель с одной системной виртуальной машиной. Однако возможность катастрофического краха системы из-за ошибочного приложения осталась. Примечание: Microsoft придерживается иного мнения и утверждает, что даже при сбое 16-разрядного приложения Win- dows 95 обычно может восстановить свою работу. В основном это происходит благодаря 32-разрядным виртуальным драйверам устройств (VxD), которые заменили в Windows 95 служебные программы BIOS и DOS реального режима. OS/2 - тот же код, лучшая реализация OS/2 Warp решает проблему стабильности, выполняя Win- dows-приложения в собственных раздельных сеансах или виртуальных машинах DOS - VDM (Virtual DOS Machines). Таким образом, при ава- рийном завершении приложения в OS/2 Warp все неприятности ограни- чиваются одной виртуальной машиной. На другие приложения и саму операционную систему это не влияет. При этом среда OS/2 Warp обеспечивает высокую степень совместимости с приложениями и драй- верами устройств Windows 3.1. Многозадачность Windows 95: переключение задач с "полувытеснением" Одним из важных достоинств Windows 95 является обещание Mic- rosoft создать новую ветвь 32-разрядных Windows-приложений. Эти приложения должны выполняться Windows 95 в многозадачном режиме с вытеснением и даже использовать мультинитевые возможности и дру- гие продвинутые методы. Давайте определим разницу между коопера- тивной многозадачностью и многозадачным режимом с вытеснением. Многозадачный режим с вытеснением - это принудительная потеря уп- равления программой, а кооперативная многозадачность - это режим, при котором приложение само решает, когда ему передать управление другим выполняющимся приложениям. Переход к многозадачной модели с вытеснением представляет важный отход от принципов Windows 3.1. В такой среде приложения могут реализовывать многозадачный режим путем "сотрудничества". Каждая программа может "уступать" операционную систему, чтобы она предоставляла управления ЦП другому приложению (это часто называ- ют "переключением задач"). Известно, что режим "кооперативной многозадачности" Windows неэффективен. Он вынуждает программистов писать приложения таким образом, что это вносит лишнюю сложность и мешает производитель- ности. Неудивительно поэтому, что реализуемый в Windows 95 много- задачный режим с вытеснением Microsoft считает одной из наиболее важных характеристик этой платформы. Однако, говоря о многозадачной архитектуре Windows 95, Mic- rosoft не раскрывает всей правды. По существу, если вы не работа- ете исключительно с 32-разрядными приложениями (Win32), то реали- зовать все преимущества истинной многозадачности с вытеснением невозможно. Это связано с тем, что в Windows 95 широко использу- ется старый 16-разрядный код Windows 3.1. И 16-разрядные, и 32-разрядные приложения используют 16-разрядные структуры заимс- твованного из Windows 3.1 кода, находящегося в системной вирту- альной машине (System VM). Windows 3.1 проектировалась как кооперативная, а не вытесня- ющая многозадачная среда. Когда к ним обращаются сразу несколько задач, работа фрагментов такого кода в вытесняющей среде может принести ряд сюрпризов. Для защиты от таких явлений Microsoft упорядочила доступ к базовым фрагментам инфраструктуры Windows 95. Особенно это замет- но в подсистемах USER (управление окнами) и GDI (интерфейс с гра- фическими устройствами). Это называется "нереентерабельной" структурой и означает, что в этих модулях в каждый момент времени выполняется только одно приложение. Хотя такой подход работает в случае приложений Win32, для 16-разрядных приложений Windows (Win16) надежно организовать ре- жим с вытеснением невозможно. Попытки сделать это при вызове та- кого приложения в нереентерабельном 16 разрядном модуле кода мо- жет привести к краху всей системы. Чтобы избежать этого, Micro- soft реализовала специальный механизм блокировки - Win16LOCK. Этот механизм запрещает доступ к старому коду при вызове в 16-разрядном приложении его средств. Таким образом, доступ к 16-разрядному коду имеет только текущее приложение Win16: все OS/2 Warp 3.0 другие приложения, включая приложения Win32 блокируются до тех пор, пока 16-разрядное приложение не закончит работу. На практике, если выполняются исключительно 32-разрядные приложения, влияние такой блокировки на производительность мини- мально. Однако при выполнении и 16-разрядных, и 32-разрядных при- ложений Win16LOCK становится серьезной проблемой. Неверно ведущие себя 16-разрядные приложения могут заблокировать доступ к модулю USER и/или GDI. В целом эти два компромисса (последовательный доступ к под- системам и Win16LOCK) создает то, что можно назвать "полувытесня- ющей" многозадачной средой. OS/2: истинный многозадачный режим с вытеснением для получения более высокой производительности В OS/2 с самого начала реализован режим истинной многозадач- ности с вытеснением. Независимо от типов выполняемых приложений и их сочетания OS/2 продолжает эффективно выполнять десятки парал- лельно работающих программ, а реентерабельные подсистемы позволя- ют ей обслуживать множество параллельных запросов без непроизво- дительных издержек на реализацию Win16LOCK. Благодаря возможности выполнения на отдельных виртуальных машинах (VDM), OS/2 может выполнять в многозадачном режиме с вы- теснением такие 16-разрядные приложения Windows, которые не могут работать в Windows 95. Таким образом, вы можете обеспечить парал- лельную работу программ DOS, Windows и OS/2. Эти приложения будут работать одновременно без какого-либо ухудшения производительнос- ти. Windows 95 без коренных архитектурных изменений такой возмож- ности предоставить не может. Windows 95: снаружи глянец, а внутри... Еще одной важной чертой Windows 95, привлекающей всеобщее внимание, является ее новый пользовательский интерфейс. Для опи- сание его радикального отличия от Windows 3.1 часто используются такие метафоры как "объектно-ориентированный" и "метафора рабоче- го стола". Однако на самом деле как и многие другие базовые элементы этого продукта пользовательский интерфейс представляет собой лишь расширение того, что уже было в Windows 3.1. В отличие от истинно объектно-ориентированной среды, где су- ществует активная автоматически обновляемая связь между отдельны- ми объектами, GUI Windows 95 является статическим. "Объекты" в оперативной области Windows 95 - это просто указатели на файлы на диске. Характеристики этих объектов сохраняются в файлах .INI (для Windows-приложений) или файлах .PIF (для приложений DOS). Связи же между ними остаются статическими. Например, если вы создаете для выполняемого файла синоним и помещаете его в оперативную область Windows 95, а после этого пе- реименовываете оригинал, то связь с синонимом будет потеряна - его придется создавать заново. В действительно объектно-ориенти- рованной среде все такие связи благодаря базовой модели управле- ния объектами обновляются автоматически. Примечание: Метод, с помощью которого Microsoft предла- гает обойти эти проблему, может создать еще больше проблем, чем он устраняет. Если псевдоним теряет файл, то при следую- щем использовании этого псевдонима Windows 95 будет искать аналогичный файл по всему диску, на котором находился преж- ний файл. Если она находит такую кандидатуру, то восстанав- ливает его связь с псевдонимом. Если найденный файл не сов- сем напоминает файл-оригинал, то система спрашивает, верный ли файл она нашла. Иногда вы сможете ответить на это лишь после загрузки файла. Такое поведение скорее можно назвать хитрым приемом, а не действительно объектным поведением, ведь здесь систему очень легко сбить с толку. Например, вы перемещаете файл в новый каталог и редактируете его (или, что еще хуже, после редактирования переименовываете). Щелкнув мышью на пиктог- рамме Shortcut этого файла, вы обнаружите, что либо псевдо- ним безнадежно потерял файл, либо в некоторых случаях восс- танавливается связь с оригиналом документа (если он еще су- ществует), а то и совсем с другим файлом. Когда пользователь через Shortcut снова загружает файл, выводится неверная вер- сия неверного файла. Теми же недостатками, что и механизм псевдонимов в Windows 95, страдает поддержка длинных имен файлов и каталогов. Microsoft подчеркивает способность Windows 95 автоматически преобразовывать длинные имена файлов/каталогов в имена формата 8.3, обеспечивая совместимость с существующими приложениями DOS и Windows. Однако при отсутствии базовой объектной модели использование длинных имен файлов может иметь катастрофические последствия. Например, неопытный пользователь, обнаружив возможность при- менения длинных имен файлов, решит "реорганизовать" свой жесткий диск, после чего все приложения перестанут работать. Для исправ- ления повреждений может оказаться необходимым заново инсталлиро- вать и операционную систему, и приложения. Сама оперативная область Windows 95 не является объектом OLE 2.0. Само по себе это утверждение не произведет на вас впечатле- ние, пока вы не поймете, с какой потере интеграции приводит такое отсутствие объектной технологии. Это означает, что продукты не будут хорошо интегрированы с оперативной областью и не наследуют таких полезных свойств, как буксировка "мышью" (drag-and-drop). Рекламируемый Microsoft как одно из основных достоинств Win- dows 95 интерфейс этой ОС может в итоге оказаться одним из самых слабых ее мест. Без связывающей все базовой объектной модели дан- ная новая оболочка может оказаться для поддерживающего персонала настоящим кошмаром. OS/2: истинная объектная ориентация WorkPlace Shell в OS/2 Warp - это действительно объект- но-ориентированный интерфейс. Заложенная в ее основу модель сис- темных объектов System Object Model (SOM) обеспечивает полное от- слеживание объектов, поэтому такие простые операции как буксиров- ка каталога в другой каталог не нарушит связей и других интер- фейсный структур. Это позволяет легко работать с данной оболочкой как неопытным пользователям, так и персоналу системной поддержки. SOM позволяет приложениям полностью управлять интерфейсом WorkPlace Shell. Хорошим примером является cc:Mail for OS/2, ис- пользующий SOM для эффективной интеграции своего интерфейса с оперативной областью WorkPlace Shell. В Windows 95 такой уровень интеграции невозможен - ведь ее оболочка сама объектом не являет- ся. Поддержка приложений Windows 95: годы спустя это всего лишь DOS Согласно Microsoft, Windows 95 устраняет необходимость в DOS и является действительно многозадачной операционная системой. На самом деле это еще один миф, окружающий операционную среду Windows 95. Microsoft заявляет, что DOS и Windows теперь пол- ностью интегрированы, и все старые ограничения DOS устранены. Чтобы инсталлировать Windows 95, вам действительно не потре- буется покупать DOS в виде отдельного продукта, но это не означа- ет устранения DOS как части операционной системы Windows. DOS все еще присутствует в ней, хотя и скрыта различными GUI Windows. Хо- тя многие ее функции, включая доступ к файловой системе, заменены 32-разрядными виртуальными драйверами устройств Windows 95 VxD (Virtual Device Driver), DOS все еще мешает работе среды Windows. Возьмем, например, драйверы устройств реального режима. В DOS/Windows 3.1 вам приходилось загружать все драйверы DOS во время загрузки этой системы, определяя их в файле CONFIG.SYS. После этого драйверы занимали место во всех сеансах DOS под Win- dows 386 Enhanced Mode, влияя на объем доступной оперативной па- мяти и ограничивая общую настраиваемость архитектуры Windows VDM. Windows 95 страдает теми же ограничениями. Все драйверы уст- ройств реального режима, к которым вы хотите обращаться из Win- dows 95, нужно загружать через CONFIG.SYS во время начальной заг- рузки. Таким образом, если вы хотите получить доступ к конкретно- му ресурсу, а этот ресурс требует драйвера устройства DOS, то вы вынуждены будете терять из-за этого оперативную память и созда- вать потенциальные проблемы во всех виртуальных машинах DOS (VDM) Windows 95. Примечание: Microsoft отмечает, что Windows 95 не тре- буется для передачи данных вызывать DOS. Здесь нет необходи- мости в файлах AUTOEXEC.BAT или CONFIG.SYS, так как парамет- ры загрузки VxD определяются в новой специально разработан- ной базе данных Registry. Это принципиально новый современ- ный подход, не имеющий аналогов даже в последних версиях OS/2. Если у вас есть устройство, для которого драйвер VxD отсутствует, то можно в реальном режиме загрузить драйвер из CONFIG.SYS, и внутренняя DOS запустит его. Что же можно сказать по поводу таких вызывающих массу хлопот приложений как игры? В Windows 95 имеется специальный сеанс DOS - Single MS-DOS Application Mode, позволяющий выполнять такие при- ложения без обычных продвинутых средств обычной виртуальной маши- ны DOS (виртуального ввода-вывода, поддержки видеопамяти и др.). Однако Microsoft ничего не говорит о том, что для вызова данного режима вы должны по существу остановить Windows 95. Все работаю- щие приложения закрываются, а сам GUI Windows 95 выгружается на диск. В зависимости от скорости аппаратуры этот процесс может за- нимать до минуты и прервет другие приложения. OS/2: лучшая реализация DOS, чем в самой DOS OS/2 по существу не устраняет необходимости DOS. Ее VDM пол- ностью конфигурируемы и позволяют вам создавать для каждого сеан- са DOS индивидуальные файлы CONFIG.SYS и AUTOEXEC.BAT. Это важная возможность, которой можно воспользоваться в том случае, если конфигурация конкретного драйвера или TSR не подходит для всех VDM. Кроме того, VDM OS/2 отличаются высокой обратной совмести- мостью и могут конфигурироваться таким образом, чтобы приложения могли получить прямой доступ к той аппаратуре, которая им необхо- дима. Если приложение отказывается работать под OS/2, вы можете выполнить так называемую "двойную загрузку", вызвав тем самым ре- альную DOS. Это требует практически того же времени, что и вызов режима Single MS-DOS Application Mode в Windows 95. Дело даже не в превосходный многозадачных или мультинитевых приложениях OS/2 или в ее возможности выполнять программы Windows не хуже самой Windows. И не в SOM, Workplace Shell или 32-разряд- ной адресации. Дело в том, что все это вместе взятое делают OS/2 Warp неплохим выбором - ее возможности позволяют пользователям работать продуктивнее, чем в любой другой операционной системе. Ни в какой другой ОС не может работать столько программного обес- печения, с такой скоростью и в такой стабильной среде. Отношение независимых поставщиков программного обеспечения Windows 95: "головная боль" для независимых поставщиков Одна из областей, где для Windows продолжает сохраняться не- определенность - это стандарты API. Независимые поставщики прог- раммного обеспечения продолжают бороться за то, чтобы Microsoft зафиксировала наконец свою стратегию в отношении API. Особенно это относится к собственным API Windows 95 - Win32c, представляю- щих собой подмножество опубликованных почти 2 года назад и реали- зованных в Windows NT API Win32. Еще более усугубляет ситуацию непрерывное обновление Micro- soft спецификации Win32c. Новые API появляются практически ежеме- сячно, и многие из них расширяют Win32 таким образом, чтобы при- вязать приложения к платформе Windows 95. Это осложняет положение независимых разработчиков, которых хотят писать межплатформные приложения для Windows, Windows NT и Windows 95. Единственный способ создать такие приложения - это опросить ядро, определить доступные API и написать двойной или тройной код. Для покупателя 32-разрядной операционной системы это означа- ет потенциальную задержку с выпуском совместимых с Windows 95 приложений Win32. С учетом архитектурных ограничений Windows 95 в плане поддержки Win16 отсутствие приложений Win32 может быть серьезным препятствием к широкому распространению этой платформы. Чтобы имело смысл заменять Windows 3.1 на Windows 95, такие при- ложения должны предлагаться пользователю. Однако, с учетом сказан- ного, прежде чем мы увидим весомый выбор таких приложений, прой- дет, вероятно, немало времени. OS/2: согласованный интерфейс В отличие от стратегии API Microsoft, IBM строго придержива- ется своих обязательств по отношению к независимым разработчикам и обещаний поддерживать открытые стандарты. Для клиентных и сер- верных систем предлагается лишь один 32-разрядный OS/2 Presenta- tion Manager API. Написанные с помощью этого API приложения будут работать на всех версиях OS/2 (на ПК Intel) и легко переноситься на более продвинутые реализации (включая OS/2 for PowerPC). В настоящее время для OS/2 разработано уже более 2000 прило- жений, который в полной мере используют превосходную производи- тельность и многозадачные возможности этой самой популярной 32-разрядной системы. Выводы OS/2: верный выбор Как видно, будущая операционная система Windows 95 компании Microsoft страдает некоторыми технологическими недостатками. Од- нако если вы в течении ряда лет пользуетесь продуктами Microsoft, то это в конечном счете не принесет вам сюрпризов. Microsoft уже давно занимается косметическими улучшениями операционных систем, игнорируя такие важнейшие вопросы, как надежность, мощность и объектная ориентация. IBM (по ее мнению) подходит к этому совершенно иначе, при- держивается открытых стандартов и прислушивается к мнению покупа- телей. Еще на заре возникновения информационной технологии она разрабатывала передовые ОС для больших и мини-ЭВМ. Благодаря опе- рационной системе OS/2 IBM заложила надежную основу для развития надежной и мощной вычислительной среды, позволяющей вам использо- вать существующее программное обеспечение и открывая дорогу в бу- дущее. "Почувствовать разницу" позволяет, например, пользователь- ский интерфейс OS/2. WorkPlace Shell в сочетании с System Object Model (SOM) предоставляет вам действительно объектно-ориентиро- ванную вычислительную среду, ориентированную на пользователя и позволяющую легко овладеть ее возможностями. Эта систем сможет с легкостью справиться с самыми сложными задачами - от собственных приложений OS/2 до VDM Win-OS2. IBM считает, что выбор здесь очевиден: OS/2 обеспечивает об- ратную совместимость, стабильность и надежность. В то же время Windows 95 является скорее обновленной версий, а отнюдь не "Win- dows-платформой следующего поколения", как ее рекламирует Micro- soft. IBM высказывает мнение, что Windows 95 - это вчерашняя тех- нология, приукрашенная таким образом, чтобы походить на 32-раз- рядные ОС завтрашнего дня. Вместо того, чтобы ждать, можно вос- пользоваться тем, что предлагается уже сегодня - операционной системой OS/2 Warp. Средства OS/2 и Windows 95 В следующих таблицах перечислены средства операционных сис- тем OS/2 Warp и Windows 95, включая многозадачные возможности, прикладные среды и поставляемые с ними в комплекте утилиты/инс- трументальные средства. Архитектура OS/2 Warp и Windows 95 --------------------------------------T------T--------T---------¬ ¦ ¦ ¦Warp LAN¦ Windows ¦ ¦ Средство ¦ Warp ¦ Client ¦ 95 ¦ +-------------------------------------+------+--------+---------+ ¦ 32-разрядная система управления ¦ Да ¦ Да ¦ Нет(1) ¦ ¦ окнами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 32-разрядная графическая подсистема ¦ Да ¦ Да ¦ Нет(2) ¦ ¦ 32-разрядная подсистема печати ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ 32-разрядная подсистема мультимедиа ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ 32-разрядная ядро ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Виртуальная память с подкачкой ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ страниц по запросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Поддержка HPFS ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Неблокируемая очередь ввода (3) ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ (приложения продолжают работать) ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------------------------+------+--------+---------- (1) USER - 16-разрядный модуль с не реентерабельным кодом. (2) 50% вызовов GDI обслуживаются 16-разрядным не реентерабель- ным кодом. (3) WARP (новая версия OS/2) имеет механизм, разблокирующий заблокированную очередь ввода. Прикладная среда OS/2 Warp и Windows 95 --------------------------------------T------T--------T---------¬ ¦ ¦ ¦Warp LAN¦ Windows ¦ ¦ Средство ¦ Warp ¦ Client ¦ 95 ¦ +-------------------------------------+------+--------+---------+ ¦ 16-разрядные приложения OS/2 PM ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ 32-разрядные приложения OS/2 PM ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Приложения Win32s (версия 1.0 и 1.1)¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Многозадачность с вытеснением (4) ¦ Да ¦ Да ¦ No ¦ ¦ Поддержка приложений Win16 ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Win16 Device Driver Support ¦ Да ¦ Да ¦ Отчасти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (5) ¦ ¦ Число доступных 32-разрядных ¦ 2000+¦ 2000+¦ 0 (6) ¦ ¦ приложений ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------------------------+------+--------+---------- (4) См. таблицу сопоставления многозадачности. (5) Требуется переписать коммуникационные драйверы Windows 3.x. (6) Собственные приложения Windows 95. Характеристики многозадачности OS/2 Warp и Windows 95 --------------------------------------T------T--------T---------¬ ¦ ¦ ¦Warp LAN¦ Windows ¦ ¦ Средство ¦ Warp ¦ Client ¦ 95 ¦ +-------------------------------------+------+--------+---------+ ¦ Вытеснение 32-разрядных приложений ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Вытеснение приложений DOS ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Вытеснение приложений Win16 ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Режим с вытеснением для смешанных ¦ Да ¦ Да ¦ Нет(7) ¦ ¦ 16/32-разрядных приложений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Раздельные защищенные VDM Win16 ¦ Да ¦ Да ¦ Нет(8) ¦ ¦ Защита от сбоя ¦ Да ¦ Да ¦ Нет(9) ¦ ¦ Многозадачный режим с вытеснением ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ L-------------------------------------+------+--------+---------- (7) При выполнении приложений Win16 Win16LOCK запрещает доступ к модулю USER и фрагментам GDI. (8) Все 16-разрядные приложения совместно используют единое ад- ресное пространство - System Virtual Machine (VM). (9) Ключевые структуры кода операционной системы (USER и GDI) используют адресное пространство System VM совместно с 16-разрядными приложениями. Пользовательский интерфейс OS/2 Warp и Windows 95 --------------------------------------T------T--------T---------¬ ¦ ¦ ¦Warp LAN¦ Windows ¦ ¦ Средство ¦ Warp ¦ Client ¦ 95 ¦ +-------------------------------------+------+--------+---------+ ¦ Рабочие области папок ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Интеграция с помощью SOM ¦ Да ¦ Да ¦ Нет(10)¦ ¦ Launch Pad ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Удаление Drag & Drop ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Передача/прием по факсу Drag & Drop ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Изменение маршрутов доступа ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Drag & Drop (после изменения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ маршрутов выполняемых программ они ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продолжают работать) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Шаблоны типов объектов ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Параметры закрытия родительской ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ папки ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------------------------+------+--------+---------- (10) Компоненты оболочки Windows 95 не являются объектами OLE 2.01. Средства мультимедиа OS/2 Warp и Windows 95 --------------------------------------T------T--------T---------¬ ¦ ¦ ¦Warp LAN¦ Windows ¦ ¦ Средство ¦ Warp ¦ Client ¦ 95 ¦ +-------------------------------------+------+--------+---------+ ¦ Просмотр изображений (Image Viewer) ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Поддержка Photo CD ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Анимация Autodesk ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Воспроизведение любого аудиофайла ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ из Internet ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Администратор/синхронизатор ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ аудио/видео ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Поддержка MPEG ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ 32-разрядное воспроизведение ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ аудио/видео ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------------------------+------+--------+---------- Средства мультимедиа OS/2 Warp и Windows 95 --------------------------------------T------T--------T---------¬ ¦ ¦ ¦Warp LAN¦ Windows ¦ ¦ Средство ¦ Warp ¦ Client ¦ 95 ¦ +-------------------------------------+------+--------+---------+ ¦ Средства доступа к ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ FTP ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Telnet ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Gopher ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Newsreader ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ WEB Explorer ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Внешний интерфейс CompuServe ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Текстовый процессор ¦ Да ¦ Да ¦ Нет(11)¦ ¦ Электронная таблица ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ База данных ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Средства черчения ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Генератор отчетов ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Электронная почта ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Средство просмотра изображений ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Факсимильная связь ¦ Да ¦ Да ¦ Да ¦ ¦ Телефонная книга ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Персональный администратор (PIM) ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Информация о системе (Sys Info) ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Видеовход ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ ¦ Видеоконференции ¦ Да ¦ Да ¦ Нет ¦ L-------------------------------------+------+--------+---------- (11) Windows 95 поставляется не с текстовым процессором, а с простым текстовым редактором. Windows 95: многие специалисты разделяют мнение IBM В основном критику IBM трудно назвать безосновательной, и многие специалисты высказывают аналогичные мнения. Они считают, что с архитектурной точки зрения Windows 95, прозванная Microsoft "убийцей OS/2" - это карточный домик, построенный на песке. Она представляет собой еще одно неоправданное ожидание Microsoft. Windows 95 вряд ли сможет конкурировать с 32-разрядной многоза- дачной операционной системой с полностью реализованным вытеснени- ем, какой является OS/2. Реализация в Windows 95 Win32 представ- ляет ряд компромиссов. В результате Windows 95 скорее всего не станет более надежной средой для выполнения приложений, чем Win- dows 3.х. И проблема здесь вовсе не в том, что в Microsoft нет грамот- ных и способных программистов. Просто в этой системе она попыта- лась реализоваться слишком много всего сразу, получив в результа- те "приятную внешность" с сомнительным содержимым. В основе своей она и близко не приближается к таким операционным системам как OS/2 или Windows NT, где обеспечивается надежная поддержка серь- езных 32-разрядных приложений в вытесняющей многозадачной и муль- тинитевой среде. Это скорее "накаченная Win32s", чем "облегченная NT". Вряд ли ее можно считать серьезной платформой для 32-разряд- ного программного обеспечения. Реализованные в Windows 95 компромиссы имеют целый ряд при- чин. Это и обратная совместимость с 16-разрядными приложениями DOS и Windows, и необходимость обеспечения высокой скорости рабо- ты (особенно с учетом малоуспешной попытки NT составить здесь конкуренцию OS/2 на настольных системах), и попытки обеспечить работу этой системы в 4 Мб памяти (в итоге малоуспешные). При этом Microsoft рискует упустить из виду другие важные цели. Слабым местом Windows 95 является совместимость с приложени- ями DOS. Хотя детально этот вопрос пока не прояснен, похоже, что значительное число приложений DOS работать в среде виртуальной машины DOS не смогут. Чтобы обойти эту проблему, в Windows 95 включен так называемый режим Single MS-DOS Application Mode, в котором прекратят функционировать многозадачные средства Windows 95. Тем не менее многие разработчики программ для DOS пребывают в замешательстве, поскольку до сих пор не могут получить от Mic- rosoft письменных гарантий того, что их приложения будут работать в новой системе. Многие крупные компании затратили на разработку сложных и важных для них DOS-приложений сотни человеко-часов и крупные средства и не собираются от них отказываться только по тому, что Windows 95 не будет их поддерживать. На демонстрациях представители Microsoft пытаются убедить всех в обратном, запус- кая в окне DOS известные работающие под DOS игры (типа Doom). Од- нако игра - это одно, а круглосуточная работа без серьезных проб- лем - несколько другое. Несмотря на прежние уверения Microsoft, что появления Win- dows 95 следует ожидать в конце года, ее выпуск откладывается на 9 месяцев. За это время Microsoft надеется завершить программу бета-тестирования. Данная задержка связана с тем, что первый этап программы бета-тестирования выявил наличие ошибок, что вполне ес- тественно для бета-версии. Высказывается также мнение, что Micro- soft решила встроить в свой продукт многие средства, которые хо- тели бы в нем видеть пользователи. Ожидается, что уже вторая бе- та-версия будет иметь широкий спектр средств. С учетом предлагае- мого с OS/2 Warp пакета BonusPak это был бы вполне разумный шаг. Другие полагают, что причинами задержки являются проблемы совместимости и продолжающееся (практически еженедельное) измене- ние API-интерфейса. Эти энергичные усилия Microsoft предпринимает в попытке консолидировать в единой спецификации API Windows NT, API Win32s и API Windows 95. В общем, вокруг задержки с выходом Windows 95 ходят самые разные разговоры. Некоторые полагают, что ничего страшного в этом нет - к моменту ее появления крупные компании-разработчики как раз смогут закончить свои приложения. Тем не менее, это вне вся- кого сомнения на руку IBM. Многие устали ждать и будут смотреть на OS/2 более серьезно. Своими задержками Microsoft рискует оста- вить рынок открытым для IBM. В то же время эта компания имеет больший опыт маркетинга и умеет заставить ждать выхода своих про- дуктов. Несмотря на заявления насчет "работы в 4 Мб", Windows 95 вряд ли сможет удовлетворительной функционировать на системах с менее чем 8 Мб памяти. Ее требования к ресурсам будут, вероятно, соответствовать требованиям OS/2 2.1 или превышать их. Windows 95 имеет чрезвычайно амбициозные и противоречивые цели (в плане совместимости, размера, средств и сроков выхода). Компромиссы в попытке достичь этих целей приведут к задержке с выходом этой ОС. Самое худшее - это Win16Lock. Так как 16-разрядные приложе- ния Windows не реентерабельны, операционная система должна по-прежнему выполнять старые приложения в режиме без вытеснения. Кроме того, некоторые приложения зависят от конкретной последова- тельности определенных системных сообщений. При выполнении 16-разрядных приложений Windows 95 необходимо предотвратить вы- теснение. Для этого она просто блокирует 16-разрядный код на од- ном семафоре, который изменяется вызовом Win16Lock. Если этот се- мафор установлен, запрашивающая нить будет на нем блокироваться и ждать, пока установившая его 16-разрядная нить не освободить се- мафор. Еще хуже то, что 16-разрядные приложения Windows могут мани- пулировать 16-разрядными компонентами Windows без непосредствен- ного входа в 16-разрядные подсистемы. Win16Lock должен оставаться блокированным, пока активная любая 16-разрядная нить. Детали это- го механизма описываются в майском (1994 г.) номере Miscrosoft Systems Journal. Там говорится: "Если 16-разрядное приложение за- висает, то это приводит к останову системы, поскольку нити Win32 блокируются на Win16Lock". Насколько реальна эта проблема на практике, еще предстоит определить. Несомненно одно: Windows 95 вряд ли будет более надежной платформой для приложений, чем Windows 3.х. Однако многие пользо- ватели не считают отказоустойчивость важным для себя критериям. Некоторые из них говорят, что при работе с Windows 3.1 они в те- чении 2 лет не сталкивались ни с одним сбоем. Возможно, в прессе этому вопросу уделяется слишком большое внимание. Выдрал из "Поппури PC" Кинжалов И.В.